Главная Программы развития Элементы городошного спорта на уроках и во внеурочной деятельности (5-11-й классы)

Элементы городошного спорта на уроках и во внеурочной деятельности (5-11-й классы)

Физическое воспитание - неотъемлемая часть современной системы образования. В школе XXI века отличительной и главной особенностью предмета “Физическая культура” должен стать приоритет здоровья. Сегодняшний день физической культуры - не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя и родителей над укреплением здоровья детей. Здоровье - ценность не только для каждого человека, но и для общества в целом. Современная школа требует от школьников значительных физических и психических усилий. За годы обучения в школе возрастает число нарушений зрения, осанки, расстройства центральной нервной системы детей с соответствующим ухудшением восприятия учебного материала. Одна из главных причин появления различного рода отклонений в здоровье учащихся - ограничение их двигательного режима. С введением в учебную программу третьего урока физического воспитания, у учителя не только возникает дополнительное время для творчества, но одновременно возникают и проблемы с инвентарем. Ведь не секрет, что с увеличением часов финансирование материальной базы не увеличилось, значит, нагрузка на спортинвентарь возросла. Баскетбольные, футбольные и волейбольные мячи ещё быстрее будут изнашиваться вместе с другим оборудованием. Комплексная программа по физическому воспитанию рекомендует: “… каждая школа  в соответствии с собственными условиями може самостоятельно разнообразить содержание, организацию и проведение всех форм физического воспитания, а также изменять и дополнять их. … Вариативная часть может включать материал по углублённому изучению одного или нескольких видов спорта, в том числе не включённых в содержание базовой части”. (Комплексная программа по физическому воспитанию: 1–11кл. / В.И. Лях, А.А. Зданевич; — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2010 ). 

Я предлагаю один из способов выхода из создавшейся ситуации – ввести в учебный план – занятия по городошному спорту. «Почему именно Городки?!» - резонно спросите Вы. Городки – незаслуженно забытый исконно народный вид спорта. Самыми популярными народными видами спорта в России являются: русская лапта, городошный спорт и гиревой спорт. Городки – неотъемлемая часть нашей истории и традиций. Невозможно уважать страну, не уважающую свою культуру и традиции, не заботящуюся об их сохранении. Бережное отношение к своей истории, культуре, традициям, ко всему, что объединяет народ, всегда должно лежать в основе национальной идеи любой нации, заботящейся о своём будущем. Попробую назвать 10 убедительных причин для занятий городками.

1. Игра проста по правилам. Массовые соревнования в школах и детских садах, местах отдыха могут проводиться по упрощённым правилам.
2. Занятия можно проводить на свежем воздухе круглый год.
3. Городкам ,,все возрасты покорны”. Школьный период жизни охватывает три возрастные категории по которым проводятся международные и Всероссийские соревнования: от 6-до 10 лет, от 11-до 15 лет, от 16-до 18 лет.
4. Могут играть девочки и мальчики, юноши и девушки, мужчины и женщины, бабушки и дедушки. Так что успех спортивного праздника “Папа, мама, Я – спортивная городошная СЕМЬЯ!” вашей школе гарантирован.
5. Доступность и разнообразие инвентаря – от пластиковых наборов для младших школьников до деревянных и полимерных для старшеклассников. В крайнем случае зайдите в кабинет труда и попросите два сломанных черенка от лопаты и метлы.
6. Дополнительный час появился – а дополнительные спортивные залы – НЕТ. Поэтому все на улицу - на воздух!!! Замечательный закаливающий эффект.
7. Экономически требует минимума затрат, что немаловажно в настоящее время. Достаточно 10 метровой пришкольной асфальтовой дорожки, чтобы “закипела” спортивная битва.
8. Развивает силу и ловкость, меткость и выдержку, координацию движения. Чередование ходьбы, наклонов, приседаний, бросков биты с поворотом туловища - все эти постоянные движения во время урока незаметно увеличивают моторную плотность до максимальных пределов.
9. Занятия городошным спортом положительно влияют на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, значительно улучшают общую физическую подготовку.
10. Разнообразие весового диапазона бит и вариативность расстояния, с которого школьники могут выбивать городошные фигуры (биты полегче и площадка поменьше) – немаловажный положительный момент при занятиях ЛФК (исправление осанки, укрепление опорно-двигательного аппарата).

Таким образом, актуальность ,польза и малозатратность использования элементов городошного спорта на уроках физической культуры и во внеурочное время очевиден.
В помощь учителям физической культуры и педагогам – организаторам была разработана годовая программа по городошному спорту, включающая поурочное планирование. Подготовлена 15-минутная анимационная презентация “Путешествие в страну Городошного спорта”.

План-конспектурока
“Обучение технике броска городошной биты”

Задачи урока:
Образовательные: знакомство с народным видом спорта - важной составной частью культуры многонационального народа России.
Обучение алгоритмам броска биты (замах-разгон-выброс).
Оздоровительные: развитие координационных способностей и физических качеств (согласованности действия мышечных групп при броске биты, ориентации в пространстве, ловкости и гибкости).
Воспитательные: воспитание чувства патриотизма при освоении игры в городки.
Оборудование и инвентарь: 4 комплекта для игры в городки (биты + городки), гимнастические палки.

Содержание (Приложение)

Пояснительная записка
к годовой программе по городошному спорту

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы. Программа рассчитана на учащихся 11-17 лет. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие в муниципальных и городских соревнованиях.

Работа с элементами городошного спорта предусматривает:
- содействие гармоничному физическому развитию;
- всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся;
- привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Для учащихся, занимающихся городками первый год, ставятся частные задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие координации, гибкости, ловкости; обучение технике бросков биты, перемещений на городошной площадке, привитие стойкого интереса к занятиям физической культурой, выполнение нормативных требований по видам подготовки, закаливание организма. Учебное время по видам подготовки распределено таким образом, чтобы текущие темы совпадали с годовым планированием уроков физкультуры, что дополнительно стимулирует учащихся к занятиям и повышению уровня подготовки к этому виду спорта.

Ожидаемый результат

В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:
- повысить уровень своей физической подготовленности; приобрести навыки и умения, связанные с городошным спортом;
- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации;
- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;
- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям по городкам и дальнейшему самосовершенствованию техники владения бросков биты.
- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся. Должно сформироваться представление о том, что ЗОЖ - это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.
Стратегическая цель: создание Всероссийской Школьной Городошной Лиги.

 Учебный план
3-го урока физической культуры

Содержание занятий Периоды.
Всего часов
Осень Зима Весна
Теоретические занятия 6 2 2 2
Краткий обзор развития городошного спорта в России и за рубежом 1 1 - -
Оборудование и инвентарь 1 - 1 -
Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм 2 1   1
Правила соревнований 2 - 1 1
Практические занятия 24 9 9 6
Общая физическая подготовка 6 2 2 2
Специальная физическая подготовка 9 3 4 2
Техническая и тактическая подготовка 9 4 3 2
Соревнования 4 1 1 2
Выполнение контрольных нормативов 2 1 - 1
Контрольные игры и соревнования 2 - 1 1
Всего 34 12 12 10
 

Базовое содержание программы.
Теоретические занятия

Тема: “Краткий обзор развития городошного спорта в России и за рубежом”.История появления городков как игры на Руси. Исторические личности, связанные с городошным спортом (Петр Первый, Николай Второй, Ленин, Сталин, Калинин, Жданов и др.). Ученые, писатели, артисты. (Павлов, Горький, Толстой, Шаляпин, Репин). Обзор национальных видов городков в Финляндии, Швеции, Германии. Развитие городошного спорта в XXI веке в России. Развитие школьного “городошного” движения.
Тема: “Оборудование и инвентарь”. Необходимое оборудование для городошного спорта. Стандарты городошной площадки. Разновидности бит.
Тема: “Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм”. Соблюдение санитарно-гигиенических норм во время занятий городошным спортом. Форма одежды, обувь для занятий. Прохождение диспансеризации как необходимое условие сохранения здоровья. Инструктаж по технике безопасности при игре в городки.
Тема: “Правила соревнований”.Основные правила игры в городки. Положение о соревнованиях. Лично-командная система соревнований.

Практические занятия

Тема: “Общая физическая подготовка”. Гимнастические упражнения с гимнастическими палками. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения для мышц ног и таза. Легкоатлетические упражнения. Подвижные игры. Висы и лазание по канату.
Тема: “Специальная физическая подготовка”. Упражнения для развития скоростных и силовых качеств. Упражнения с резиновым эспандером и набивными мячами. Подготовительные бросковые упражнения на меткость (теннисного мяча, набивного мяча, гранаты и биты).
Тема: “Техническая и тактическая подготовка”.
Тема: “Контрольные игры и соревнования”. Участие в первенствах округа, г.Москвы, в 5 Спартакиаде школьников г. Москвы. (Апрель 2012 г.)
Тема: “Инструкторская и судейская практика”. Организация и проведение школьных соревнований по городошному спорту.

Методическое обеспечение

При проведении занятий используются объяснение, показ, закрепление (отработка двигательных навыков бросков биты), использование отработанных элементов в выбивании различных фигур.

Список литературы

  1. С.С. Семёнов, М.К. Говорков “Городошный спорт” (Азбука спорта), г.Москва, изд. “Физкультура и спорт”, 1981 г.
  2. Н.Д. Никитин “Городки” (теория, методика, практика), г. Мурманск, типография ТЗТ, 1990 г.
  3. Аркадий Таран. "Народные игры - в программу урока" (журнал “Спорт в школе” N44/2000).
  4. Владимир Малинин, Олег Яковлев. "Удивительная игра городки" (журнал “Спорт в школе” N16/2009).

Информационные источники

  1. Спортивная энциклопедия популярных видов спорта www.sport-menu.ru
  2. Международная федерация городошного спорта www.gorodki.org
  3. Федерация городошного спорта России www. gorodki-russia.ru
  4. Федерация городошного спорта Москвы www.mosgorodki.ucoz.ru
Программы развития